Москва
+7 (495) 665-93-53
Центральный офис
Электронная почта
Адрес
  • 141400, Московская обл, г. Химки, ул. Ленинградская, д. 29

Вневедомственная охрана: обзор, функции, различия и требования

20 мая 2025 57 просмотров

штурмовая операция

Вневедомственная охрана в России представляет собой специализированную службу, организованную на базе военизированных подразделений, предназначенную для надежной защиты как имущества, так и различных объектов. Ее деятельность охватывает объекты любых форм собственности – частных лиц, предприятий и государственных учреждений, включая особо важные и режимные объекты. Название «вневедомственная» указывает на то, что охранники не входят в штат охраняемых организаций и подчиняются собственному руководству, а не администрации этих объектов. За десятилетия своего существования вневедомственная охрана стала ключевым звеном обеспечения общественной безопасности и порядка, предупреждая преступные посягательства на ценное имущество и инфраструктуру.

На сегодняшний день ОВО представляет собой разветвленную федеральную сеть. Подразделения вневедомственной охраны действуют во всех регионах России, от крупных городов до небольших населенных пунктов. Для примера, только в Москве силами Росгвардии охраняется порядка 235 тысяч квартир граждан и около 16 тысяч различных объектов – от образовательных и административных учреждений до коммерческих предприятий. Такая масштабность свидетельствует о высокой востребованности службы. Вневедомственная охрана превратилась в одну из самых крупных вооруженных охранных структур в стране, обеспечивая надежную защиту имущества и оперативное реагирование на угрозы безопасности граждан и организаций.

Обязанности службы вневедомственной охраны

Деятельность и задачи вневедомственной охраны регламентируются современным законодательством – прежде всего Федеральным законом № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии» от 3 июля 2016 года. 

Согласно этому закону и сопутствующим нормативным актам, на подразделения ОВО возлагается широкий круг обязанностей. Основные задачи службы включают:

  • Охрана имущества на договорной основе. Вневедомственная охрана по контрактам обеспечивает защиту объектов, принадлежащих физическим лицам и организациям (как частным, так и государственным). Имущество граждан, коммерческих компаний и государственных учреждений может находиться под охраной ОВО при заключении соответствующего договора.

  • Обеспечение контрольно-пропускного режима. Сотрудники ОВО организуют и контролируют пропускной режим на охраняемой территории – проверяют документы при входе, следят за соблюдением установленных правил доступа на объекты. Это позволяет поддерживать порядок и не допускать несанкционированного проникновения посторонних лиц.

  • Защита коммуникаций, грузов и критических объектов. Вневедомственной охране поручена охрана важных объектов государственной инфраструктуры, специальных грузов и сооружений, включенных в утвержденный Правительством РФ перечень. Речь идет о так называемых особо важных и режимных объектах, которые подлежат обязательной охране силами Росгвардии (например, объекты топливно-энергетического комплекса, связи, оборонной промышленности и т.д.). Также ОВО обеспечивает безопасность линий связи и коммуникаций, имеющих стратегическое значение.

  • Техническое обеспечение безопасности. Служба проводит комплекс мероприятий и работ по обеспечению сохранности вверенных объектов и имущества в соответствии с едиными техническими нормами и стандартами. Это включает установку сигнализаций, систем видеонаблюдения, пожарной сигнализации, средств контроля доступа и других технических средств охраны, а также их регулярное обслуживание и проверку. Цель – выстроить эффективную многоуровневую систему безопасности на объектах.

  • Повышение эффективности мер защиты. В обязанности ОВО входит постоянное совершенствование методов охраны и укрепление защиты имущества граждан и организаций. Служба разрабатывает и внедряет новые подходы к охране, участвует в государственных программах повышения эффективности защитных мер, проводит профилактическую работу, чтобы предотвращать преступления до их совершения. Это способствует снижению рисков краж, вандализма и иных посягательств на охраняемые ценности.

  • Оперативное реагирование на тревожные сигналы. При срабатывании сигнализации на объекте или поступлении сигнала «тревога» с охраняемого объекта подразделения вневедомственной охраны обязаны немедленно отреагировать. В центральных пунктах наблюдения Росгвардии круглосуточно дежурят операторы, и в случае ЧП они направляют ближайший наряд группы задержания ОВО на место происшествия. Быстрое прибытие на объект – один из важнейших показателей эффективности службы, позволяющий пресечь правонарушение по горячим следам.

Помимо этих основных функций, сотрудники ОВО могут привлекаться и к решению дополнительных задач по распоряжению руководства. В частности, законом предусмотрено, что по решению Главного управления МВД (а в современных условиях – по решению руководства Росгвардии) вневедомственная охрана может выполнять следующие обязанности:

  • Обеспечение безопасности граждан и должностных лиц. При необходимости наряды ОВО задействуются для охраны общественной безопасности на массовых мероприятиях, защиты населения и отдельных представителей властных структур. Например, в экстренных случаях Росгвардия может привлекать ОВО для усиления мер безопасности при проведении крупных публичных событий, охраны общественного порядка во время праздников и т.д.. Хотя вневедомственная охрана не подменяет полицию, она дополняет силы правопорядка, когда требуется дополнительная поддержка.

  • Охрана общественного порядка и пресечение правонарушений. Сотрудники ОВО наряду с полицией могут патрулировать общественные места, участвовать в профилактике и пресечении преступлений и административных правонарушений. Это особенно актуально в ночное время и в районах, где расположены охраняемые объекты – вневедомственная охрана своим присутствием на улицах способствует общему снижению уровня преступности.

  • Работа в особых правовых режимах. В период введения чрезвычайного положения или военного положения на территории РФ либо отдельных регионов, подразделения вневедомственной охраны участвуют в поддержании режима и надзоре за соблюдением законности. Они могут привлекаться к патрулированию, охране важных объектов, контрольно-пропускным мероприятиям и другим действиям, необходимым для обеспечения порядка в особый период.

  • Противодействие терроризму. По указанию Президента РФ сотрудники Росгвардии, включая ОВО, могут привлекаться к контртеррористическим операциям. В таких ситуациях их роль – оцепление территории, охрана периметра, обеспечение безопасности граждан, содействие спецподразделениям ФСБ и полиции. Участие в антитеррористических операциях предусматривает расширение полномочий охранников (например, право досмотра транспорта на блокпостах и т.п.), но строго в рамках объявленного режима контртеррористической операции. Также важной частью профилактики и защиты объектов является Паспорт антитеррористической безопасности, который разрабатывается для каждого объекта и содержит комплекс мер по предотвращению террористических угроз.

Общее руководство деятельностью вневедомственной охраны осуществляет Главное управление Росгвардии. Подразделения ОВО входят в структуру Росгвардии и подчиняются непосредственно своему командованию. Взаимодействие с другими силовыми ведомствами построено на принципах межведомственной координации: охранники тесно сотрудничают с полицией, ФСБ, МЧС и другими структурами при выполнении своих задач, однако не подчинены им напрямую. Это означает, что хотя Росгвардия обязана взаимодействовать с МВД и спецслужбами, ее сотрудники действуют в рамках своего законодательства и приказов своего командования. Основу правового регулирования работы ОВО составляют Конституция РФ, федеральные законы, указы Президента и нормативно-правовые акты Росгвардии, которые определяют стратегические направления службы и конкретные функции охранников.

Таким образом, вневедомственная охрана сегодня выполняет комплекс важных функций – от контрактной охраны имущества до участия в обеспечении правопорядка на улицах. Законодательная база (включая новейшие изменения) четко очерчивает круг ее обязанностей, что позволяет службе эффективно защищать интересы граждан, бизнеса и государства.

задержание на улице

Авторитет и права сотрудников вневедомственной охраны

Сотрудники ОВО при выполнении служебных обязанностей наделены определенными полномочиями, сходными с полицейскими, хотя и не идентичными им. Закон предусматривает ряд прав, которыми могут пользоваться охранники Росгвардии в рамках своих функций:

  • Проверка документов граждан. Сотрудник вневедомственной охраны вправе потребовать у гражданина предъявить удостоверяющие личность документы, если имеются обоснованные основания для проверки. К таким основаниям относится подозрение в совершении правонарушения либо сходство человека с разыскиваемым преступником. Например, если на охраняемой территории замечено лицо, чье поведение кажется подозрительным или которое подходит под ориентировку, охранник может проверить его документы. Важно подчеркнуть, что в отличие от полиции, сотрудники ОВО не могут осуществлять проверку документов «просто для порядка» без конкретной причины.

  • Осмотр территорий и объектов. Охранники имеют право осматривать территорию охраняемых объектов, включая прилегающие площадки, здания и сооружения, в любое время суток. Это нужно для выявления нарушителей, подозрительных предметов или признаков подготовки к преступлению (например, поврежденные замки, следы взлома и т.д.). Благодаря этому праву наряды группы задержания могут обследовать периметр и внутренние помещения (с разрешения администрации объекта) в ходе дежурства, не ожидая приезда полиции, что повышает оперативность реагирования на угрозы.

  • Задержание нарушителей. Если посторонние лица незаконно проникли на охраняемый объект либо совершили на его территории противоправные действия, сотрудники вневедомственной охраны вправе задержать таких нарушителей. Задержание проводится с целью пресечения правонарушения и до передачи задержанного сотрудникам полиции. Охранники могут применять необходимые меры физического воздействия и спецсредства при задержании, если это требуется для пресечения сопротивления. После задержания нарушителя обязательно доставляют в ближайший отдел полиции для дальнейшего разбирательства. Таким образом, ОВО выполняет функцию первой реакции – обезвреживает злоумышленника на месте и передает его правоохранительным органам для возбуждения дела и следствия.

  • Досмотр личных вещей. Сотрудники ОВО имеют право произвести досмотр вещей задержанных лиц, если это предусмотрено их должностной инструкцией и необходимо для безопасности. Например, при задержании правонарушителя охранник может проверить, нет ли у него оружия, боеприпасов или похищенных ценностей. Досмотр осуществляется в установленном порядке и обычно фиксируется в документах о задержании. Вневедомственная охрана, в отличие от полиции, не проводит полномасштабных обысков, однако поверхностный досмотр сумок или пакетов в рамках обеспечения режима безопасности – в их компетенции.

Следует отметить, что в особых ситуациях – таких, как проведение контртеррористических операций, введение чрезвычайного или военного положения – полномочия сотрудников Росгвардии (и ОВО в частности) могут расширяться. В период КТО охранникам могут временно разрешить дополнительные меры (например, досмотр транспорта на блокпостах, временное ограничение передвижения граждан на определенной территории и пр.). Тем не менее, даже в таких случаях объем прав у вневедомственной охраны уступает полицейскому. Закон прямо устанавливает, что охранники не вправе удерживать задержанных лиц продолжительное время или помещать их в изоляторы – они обязаны максимально быстро передать нарушителей в руки МВД. Также сотрудники ОВО не наделены рядом следственных полномочий полиции – например, не могут самостоятельно возбуждать уголовные дела или проводить дознание (эти функции выполняют полицейские следователи).

вооруженная охрана напротив БЦ

Отдельного внимания заслуживает форменное обмундирование и оснащение работников вневедомственной охраны. Их униформа внешне практически такая же, как у сотрудников полиции РФ, однако имеет отличительные знаки принадлежности к Росгвардии (специальные шевроны, нашивки). Это позволяет гражданам идентифицировать охранников ОВО и понимать, что перед ними – представитель Росгвардии. Каждый сотрудник имеет при себе служебное удостоверение, подтверждающее его личность и должность, а также находится в статусе аттестованного сотрудника (с присвоением специального звания полиции).

Вневедомственная охрана – вооруженная служба. Ее сотрудники вооружены огнестрельным оружием, состоящим на вооружении войск Национальной гвардии. В распоряжении имеются пистолеты, револьверы, карабины, автоматы – конкретный перечень определяется приказами Росгвардии в зависимости от выполняемых задач. Кроме того, охранники используют специальные средства: наручники, резиновые дубинки (палки), слезоточивый газ, электрошокеры, а также служебных собак. Такое оснащение ставит ОВО в более выгодное положение по сравнению с частными охранниками, у которых арсенал существенно ограничен (обычно травматические пистолеты, дубинки, газовые баллончики). Возможность применения боевого стрелкового оружия – одно из ключевых преимуществ Росгвардии при отражении серьезных угроз.

Дежурные автомобили вневедомственной охраны оборудуются проблесковыми маячками (мигалками) и специальной цветографической схемой. При включении маячков остальные участники движения обязаны уступить дорогу служебному транспорту ОВО, как и машинам полиции или скорой помощи. Невыполнение этого требования влечет административный штраф для водителя-нарушителя. Использование спецсигналов и приоритет проезда позволяет группам задержания Росгвардии прибывать на место происшествия максимально быстро даже в условиях плотного городского трафика. Высокая мобильность – важный фактор эффективности: пока ЧОПы стоят в пробках, экипажи ОВО пробиваются с сиренами и могут выиграть драгоценные минуты.

Таким образом, сотрудники вневедомственной охраны обладают значительными правами для выполнения своих обязанностей. Их полномочия определены законом и должностными инструкциями, а контроль за соблюдением правовых норм осуществляет руководство Росгвардии. Можно сказать, что по объему предоставленных прав ОВО занимает промежуточное положение между полицией и частными охранными предприятиями: меньше, чем у полицейских, но больше, чем у охранников ЧОП. Это обеспечивает баланс – охранники Росгвардии могут действовать решительно и по закону, но при этом находятся под строгим надзором государства, что предотвращает злоупотребления.

Платные услуги вневедомственной охраны

Вневедомственная охрана не только выполняет правоохранительные функции, но и предоставляет платные охранные услуги населению и организациям. Перечень официальных услуг, оказываемых ОВО на возмездной основе, утверждается руководством Росгвардии и довольно широк. По состоянию на 2022 год в него входили, в частности, следующие виды работ:

  • Установка и техническое обслуживание систем безопасности. Специалисты вневедомственной охраны проводят монтаж охранно-пожарной сигнализации, датчиков проникновения, тревожных кнопок, систем видеонаблюдения, контрольно-доступовых систем и других электронных средств защиты на объектах заказчиков. После установки оборудование подключается к пульту централизованного наблюдения, и сотрудники ОВО берут его под мониторинг. Также обеспечивается регулярное техническое обслуживание этих систем – плановые проверки, ремонт неисправностей, замена элементов – чтобы охранная техника всегда была в исправном состоянии.

  • Пультовая охрана объектов и имущества. Это одна из наиболее востребованных услуг. На объект (будь то квартира, дом, офис, склад или магазин) устанавливается сигнализация, которая в случае тревоги передает сигнал на централизованный пульт Росгвардии. Дежурный оператор немедленно направляет ближайший вооруженный наряд группы задержания на место происшествия. Таким образом обеспечивается круглосуточная удаленная охрана: клиент получает наклейку «Объект под охраной Росгвардии», а в случае несанкционированного проникновения или пожара сигнал поступит напрямую силовой структуре. Пультовая охрана от ОВО выгодно отличается тем, что на вызов приезжает именно наряд Росгвардии, обладающий полномочиями задерживать злоумышленников.

  • Вооруженное сопровождение грузов. Вневедомственная охрана предоставляет услугу охраны при перевозке ценных грузов и материальных ценностей. Вооруженная группа сотрудников ОВО сопровождает груз на всем пути следования – от места отправления до пункта назначения. Это актуально при транспортировке денег (инкассация), драгоценных металлов, изделий из ценного сырья, а также при перевозке опасных товаров (например, наркотических средств для медицинских целей). Сопровождение осуществляется на специализированных автомобилях, охранники имеют огнестрельное оружие. При возникновении угроз (нападение на конвой, попытка хищения груза) они вправе применять силу для защиты ценностей.

  • Военизированная охрана объектов (с вооруженными патрулями). Этот вид услуги предполагает непосредственное присутствие на объекте вооруженных постов или патрулей вневедомственной охраны. Военизированная охрана обычно заказывается для крупных объектов промышленности, стратегических предприятий, складских территорий, которые требуют постоянного физического присутствия охранников. Сотрудники ОВО несут службу на постах, патрулируют периметр, оснащены автоматическим оружием, средствами связи и находятся на прямой связи с дежурной частью. Такая форма охраны обеспечивает максимально быстрое реагирование на месте, без задержки на прибытие группы – ведь охранник уже находится на объекте и в случае ЧП незамедлительно вступает в действия.

  • Охрана промышленных предприятий. Отдельно в перечне услуг упоминается охрана объектов промышленности (заводов, фабрик, энергетических объектов и т.п.). Она может включать как пультовый мониторинг с выездом групп задержания по тревоге, так и организацию контрольно-пропускных пунктов, патрулирование территории, защиту от диверсий и хищений. Для промышленных объектов, имеющих высокую значимость, привлечение подразделений Росгвардии зачастую предпочтительно, поскольку государственная охрана обладает большим опытом и ресурсами для отражения серьезных угроз.

Качество и надежность услуг вневедомственной охраны традиционно очень высоко ценятся. Стоимость при этом обычно выше, чем в коммерческих частных охранных предприятиях. Это обусловлено тем, что клиент фактически оплачивает работу профессиональных государственных силовых структур с полномочиями полиции. Тем не менее, многие организации и граждане сознательно выбирают услуги ОВО, несмотря на их более высокую цену, из-за ряда преимуществ. Во-первых, обеспечивается гарантированно быстрое прибытиегруппы задержания Росгвардии по сигналу тревоги – за счет использования спецтранспорта и наличия экипажей по всему городу реагирование оперативнее, чем у большинства ЧОПов. Во-вторых, разрешено применение боевого оружия – при реальной угрозе жизни или имуществу бойцы Росгвардии могут применять огнестрельное оружие по закону, что повышает уровень безопасности охраняемого объекта. В-третьих, вневедомственная охрана – это материальная ответственность государства: ФГУП «Охрана» Росгвардии имеет финансовые ресурсы и государственные гарантии, позволяющие возмещать убытки в случае, если по их вине произойдет ЧП (в договорах прописывается ответственность за сохранность имущества). Все это делает услуги ОВО привлекательными для тех, кому необходима максимальная защита.

оператор смотрит камеры

Различия между вневедомственной и ведомственной охраной

В сфере безопасности существует разделение на вневедомственную охрану (ОВО, структура Росгвардии) и ведомственную охрану (ВОХР, охранные подразделения внутри отдельных ведомств или организаций). Они решают сходные задачи – охрана объектов, имущества, поддержание порядка – но имеют различный правовой статус, подчиненность и возможности. Рассмотрим основные отличия между вневедомственной и ведомственной охраной.

Вневедомственная охрана (ОВО) – это государственная вооруженная служба, подчиненная Федеральной службе войск национальной гвардии (Росгвардии). Она оказывает охранные услуги на коммерческой основе по договорам, причем объекты могут принадлежать разным ведомствам или частным лицам. 

Руководство: все подразделения ОВО находятся в строгой централизованной иерархии Росгвардии, управление ими осуществляет Главное управление ОВО Росгвардии. Это обеспечивает единые стандарты подготовки и действий по всей стране. 

Право на оружие: сотрудники вневедомственной охраны имеют право носить и применять огнестрельное оружие, в том числе автоматическое и снайперское (дальнобойное) вооружение, а также использовать специальные средства (наручники, дубинки, электрошокеры и т.д.). Выбор средств определяется характером охраняемого объекта – для особо важных объектов могут выделяться бойцы с усиленным вооружением. 

Оплата услуг: финансирование деятельности ОВО осуществляется за счет средств, получаемых по охранным договорам, по тарифам, установленным Росгвардией. Для клиентов имеется прейскурант – фиксированные расценки на основные виды охраны, которые утверждаются в централизованном порядке. Такой подход обеспечивает прозрачность и единообразие стоимости по регионам (с поправкой на региональные коэффициенты). Сами сотрудники ОВО являются штатными аттестованными работниками Росгвардии и получают зарплату по единой тарифной сетке, финансируемой из доходов предприятия и частично из бюджета.

Ведомственная охрана (ВОХР) – это охранные подразделения, которые создаются внутри конкретных министерств, государственных корпораций или даже частных компаний для защиты принадлежащих им объектов. Например, существуют ведомственные охраны Минобороны, Минтранса, крупных госкорпораций и т.д. 

Руководство: ведомственная охрана подчиняется непосредственно руководству того ведомства или организации, при которой создана. Каждый такой подраздел имеет свои локальные инструкции и стандарты, выработанные под нужды данного ведомства. В результате стандарты могут различаться – охрана объектов Минэнерго отличается от охраны объектов железных дорог и т.п. Ведомственные охранники являются штатными сотрудниками соответствующих предприятий и несут службу только на их объектах. 

Право на оружие: в отличие от ОВО, возможности ведомственной охраны ограничены. Обычно им разрешено использовать лишь специальные средства негубительного действия – резиновые дубинки, газовые баллончики, электрошокеры, а иногда травматическое (ограниченно поражающее) оружие. Использование боевого огнестрельного оружия для большинства ведомственных охран не предусмотрено (исключение могут составлять разве что спецподразделения охраны в силовых структурах с особыми уставными задачами). Это означает, что ведомственная охрана ориентирована в первую очередь на пресечение мелких правонарушений и задержание нарушителей до передачи полиции, но не на отражение вооруженных нападений.

Оплата труда: зарплата и финансирование ведомственной охраны определяются самим ведомством или организацией. Единого тарифа не существует – уровень оплаты работников зависит от бюджета и решений конкретного учреждения. Например, ведомственная охрана на объекте крупной нефтегазовой компании может получать существенно больше, чем охранники в небольшом НИИ, просто исходя из финансовых возможностей работодателя. Для заказчиков услуг вне рамок ведомства (если таковые предоставляются) тоже нет единых цен – все решается на основании внутренних калькуляций.

Сравнивая функционал: ведомственная охрана, как правило, не предоставляет услуги сторонним лицам, ее задача – защищать имущество только своего ведомства или компании. Вневедомственная же работает на рынке охранных услуг и может взять под охрану практически любой объект на договорной основе. При этом полномочия могут различаться: некоторые ведомственные охранники (например, транспортная охрана) имеют право составлять протоколы о правонарушениях, досматривать транспорт и личные вещи на режимных объектах, чего сотрудники ОВО обычно не делают. С другой стороны, снабженность и подготовка у Росгвардии часто лучше: ОВО имеет доступ к широкой материально-технической базе, единому центру подготовки кадров, тогда как ведомственные охраны могут испытывать дефицит ресурсов или кадровой обученности. В целом, вневедомственная охрана универсальна и действует по единым стандартам по всей стране, а ведомственная более узко специализирована на потребностях конкретного ведомства.

административное здание и завод

Различия между вневедомственной охраной и частными охранными организациями (ЧОП)

Помимо государственных структур, большую нишу на рынке безопасности занимают частные охранные предприятия (ЧОП, официально – частные охранные организации, ЧОО). Клиентам часто приходится выбирать: обратиться в коммерческий ЧОП либо заключить договор с подразделением Росгвардии. У этих двух вариантов есть принципиальные отличия в статусе, возможностях и предоставляемых гарантиях:

  • Статус и подчинение. Вневедомственная охрана – это государственная служба, входящая в состав силовых структур страны. Ее сотрудники являются аттестованными военнослужащими (сотрудниками) Росгвардии, с присвоением специальных званий полиции. Они действуют на основании государственных законов и приказов. ЧОП же – это негосударственная коммерческая организация, работающая по лицензии МВД на частную охранную деятельность. Сотрудники ЧОПа – гражданские лица, охранники по найму, не имеющие специальных званий. Они подчиняются внутреннему уставу компании и закону «О частной детективной и охранной деятельности». Таким образом, Росгвардия олицетворяет власть государства, а ЧОП представляет интересы нанявшего его клиента в рамках договора.

  • Полномочия и права. Сотрудники ОВО обладают более широкими полномочиями, приближенными к полицейским. Они могут проверять документы при наличии оснований, задерживать правонарушителей, досматривать задержанных, использовать силу и оружие для пресечения преступлений. Фактически ОВО может действовать как полиция первой реакции – например, застигнув преступника, они вправе его обезоружить и доставить в отделение. Частные охранники существенно ограничены в правах: они имеют право лишь предотвращать правонарушения на охраняемом объекте и задерживать нарушителя до прибытия полиции, но не более. Проведение личного досмотра или обыска частным охранникам запрещено законом. Они не могут применять меры государственного принуждения за пределами территории, указанной в договоре, и не наделены иммунитетом при использовании силы. Например, если сотрудник ЧОПа превысит необходимую оборону, к нему могут быть применены меры как к обычному гражданину. Сотрудники Росгвардии же действуют как представители власти, что дает им большие права и защиту при выполнении обязанностей.

  • Вооружение и оснащение. В распоряжении вневедомственной охраны находятся все виды разрешенного боевого оружия, включая нарезное огнестрельное (пистолеты, автоматы, карабины), а также спецсредства и техника (бронежилеты, служебные машины с маячками, средства связи). ОВО может привлекать кинологические расчеты с обученными собаками, применять спецтехнику. ЧОПы по закону ограничены: их сотрудники могут использовать только служебное и гражданское оружие, разрешенное для частной охраны. Как правило, это газовое или травматическое оружие (пистолеты с резиновыми пулями), помповые ружья ограниченного поражения, металлические дубинки, электрошокеры. Боевой огнестрел (с нарезным стволом) частным охранникам запрещен, и уж тем более они не имеют в распоряжении автоматического оружия. Кроме того, частные охранные фирмы обычно не оснащены спецтранспортом с сиренами и не имеют доступа к государственным базам данных. Это сказывается на эффективности: при серьезной вооруженной угрозе возможности ЧОПа крайне ограничены, тогда как наряд Росгвардии готов отразить атаку профессионально и с применением огневой мощи.

оснащение охраны
  • Скорость реагирования и ресурсы. ОВО располагает центрами оперативного управления и группами быстрого реагирования по всей территории обслуживания. При сигнале тревоги информация поступает напрямую в дежурную часть Росгвардии, и ближайший экипаж немедленно отправляется к месту вызова. Использование спецсигналов на дороге обеспечивает минимальное время прибытия. ЧОП в такой ситуации вызывает наряд полиции (если требуется задержание) или направляет своих сотрудников, которые добираются на обычном транспорте, стоя в общих пробках. Практика показывает, что среднее время реагирования у Росгвардии зачастую ниже. Кроме того, численность и зона покрытия у ОВО гораздо больше – государственная структура может удерживать десятки экипажей на дежурстве, тогда как у частной фирмы ресурсы ограничены бюджетом. В случае крупного инцидента (массовые беспорядки, теракт) Росгвардия мобилизует подкрепления из других подразделений, тогда как возможности ЧОПа на этом заканчиваются.

  • Гарантии и ответственность. При выборе вневедомственной охраны клиент фактически доверяет безопасность государству, которое несет репутационную и правовую ответственность. ФГУП «Охрана» Росгвардии является стратегическим предприятием и контролируется государственными органами, поэтому риски недобросовестности минимальны. В случае ЧОПа риск зависит от порядочности владельцев компании и компетентности охранников. Бывали случаи, когда частные фирмы прекращали деятельность, не выполнив обязательства, или сами сотрудники ЧОП нарушали закон. С Росгвардией такие ситуации исключены: это постоянная структура, подотчетная напрямую Президенту и парламенту. К тому же государственная охрана обладает иммунитетом от давления – она не побоится вступить в конфликт с любыми преступными группами, тогда как частников могут банально запугать или подкупить влиятельные злоумышленники.

  • Стоимость услуг. Частные охранные компании гибко устанавливают цены на свои услуги – стоимость зависит от конкуренции на рынке, репутации фирмы, специфики объекта. ЧОП может предложить клиенту скидки, акционные тарифы, индивидуальные условия. Вневедомственная охрана, напротив, работает по фиксированным тарифам, утвержденным в регионе, и обычно стоимость несколько выше средней рыночной. Например, месячное абонентское обслуживание сигнализации у ЧОПа может стоить условно 3000 рублей, а у Росгвардии – 4000 рублей. Однако клиенты нередко готовы доплатить за бренд Росгвардии, учитывая перечисленные преимущества. По данным рынка, решающими факторами в пользу ОВО становятся скорость прибытия и право на применение боевого оружия, которых у ЧОПа нет. В итоге каждый выбирает баланс цены и качества: экономия или максимальная надежность.

Подводя итог, вневедомственная охрана Росгвардии и частные охранные предприятия решают схожие задачи, но делают это разными способами. ОВО – сила государственной машины, которая вмешивается там, где нужна жесткая мера пресечения, и гарантирует высокую степень защиты, хотя и за большую плату. ЧОП – гибкий коммерческий инструмент, подходящий для рутинной охраны и экономии средств, но не обладающий чрезвычайными полномочиями. В ряде случаев оптимальным может быть их сочетание: базовую безопасность обеспечивает ЧОП, а на случай серьезной угрозы подключается тревожная кнопка Росгвардии. Каждому клиенту важно оценить риски и значимость объекта, чтобы сделать правильный выбор вида охраны.

Требования к кандидатам во вневедомственную охрану

Служба во вневедомственной охране предъявляет строгие критерии к отбору сотрудников. Охранники Росгвардии несут большую ответственность и должны обладать безупречными данными как в физическом, так и в правовом плане. Кандидат, желающий поступить на службу в ОВО, должен соответствовать следующим основным требованиям:

  • Возраст не моложе 18 лет. Согласно закону, к охранной деятельности в вооруженных структурах допускаются лица, достигшие совершеннолетия. На практике же предпочтение отдается более зрелым кандидатам – обычно на службу принимают с 20–21 года, после прохождения срочной службы или получения образования.

  • Наличие гражданства Российской Федерации. Кандидат должен быть гражданином РФ и, как правило, не иметь гражданства другого государства. Работа во вневедомственной охране связана с допуском к служебному оружию и государственной тайне, поэтому лояльность государству – принципиальный момент.

  • Отсутствие судимости. Соискатель не должен иметь непогашенной или неснятой судимости за совершение преступления. Более того, проверяется также окружение – близкие родственники (родители, супруг, дети) не должны иметь судимости, особенно за тяжкие преступления. Этот фильтр призван исключить проникновение в ряды Росгвардии лиц с преступными связями или тенденциями.

  • Устойчивое психическое состояние. Кандидат обязан пройти профессиональный психологический отбор, включающий тестирование и беседу с психологом. Выявляются характерологические черты, стрессоустойчивость, способность действовать в экстремальных ситуациях, уровень агрессивности и уравновешенности. Лицам с выраженными психологическими проблемами, неуравновешенным или склонным к неоправданному риску в службе будет отказано.

  • Хорошее состояние здоровья и физическая форма. Претендент проходит полное медицинское обследование по установленному ведомственному регламенту. Врачебная комиссия оценивает состояние сердечно-сосудистой системы, зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата и прочих важных параметров. Также необходимо сдать нормативы по физической подготовке (бег, подтягивания, силовые упражнения) в соответствии с возрастной нормой. Служба в ОВО предполагает ночные дежурства, погоню за преступниками, владение оружием – потому принимают только физически крепких и здоровых людей.

  • Образование и уровень интеллекта. Требуется наличие как минимум полного среднего образования. При приеме проверяется общий интеллектуальный уровень кандидата, способность быстро воспринимать информацию, обучаемость. Нередко предпочтение отдают лицам с высшим образованием (юридическим, техническим или военным), хотя формально это не обязательное условие. Кандидат должен понимать законы, ориентироваться в правовых нормах, уметь грамотно составлять документы о происшествиях – без достаточного развития этого не добиться.

  • Благонадежность и законопослушность. Проводится тщательная проверка на причастность кандидата к экстремистским организациям, террористической деятельности, а также на факты административных правонарушений (например, частые нарушения ПДД могут стать отрицательным фактором). К работе в Росгвардии не допускаются лица, ранее уволенные из армии или МВД по дискредитирующим основаниям, состоящие на учете в наркологических или психоневрологических диспансерах.

При отборе не допускаются никакие дискриминационные ограничения по половому или религиозному признаку. На службу могут поступать как мужчины, так и женщины – хотя традиционно большинство составляют мужчины, в последнее время и женщин можно встретить на должностях операторов пульта, инспекторов и даже в группах задержания. Вероисповедание также не играет роли, важнее уважение кандидатом конституционных принципов и законов РФ.

После предварительного отбора и медкомиссии кандидат, как правило, направляется на обучение – в Учебном центре Росгвардии проходят курс молодого бойца, изучают специальные предметы (правовую подготовку, огневую, тактико-специальную). По завершении обучения и успешной сдачи экзаменов новобранец приносит присягу сотрудника Росгвардии и заступает на службу во вневедомственной охране.

Вневедомственная охрана России, пройдя длительный путь развития от советских сторожевых бригад до современного подразделения национальной гвардии, сегодня представляет собой надежный инструмент обеспечения безопасности. Ее сотрудники – профессионалы с особыми полномочиями и подготовкой – стоят на страже имущества граждан, предприятий и государства. Понимая историю создания, сферы ответственности, различия от других форм охраны и требования к кадрам, можно лучше оценить значимость этой службы и грамотнее воспользоваться ее возможностями в деле защиты своих ценностей.

Читайте также